22.10.2012 "Нотариус должен быть состоятельным - бедного обстоятельства толкают в сторону нарушений" - Корсик (ИА "Право.ру")

В проекте поправок в Гражданский кодекс предусматривается обязательное для физлиц нотариальное оформление всех сделок с недвижимостью. Президент Московской городской нотариальной палаты Константин Корсик рассказал "Право.Ru", зачем это нужно и почему необходимо пересматривать тарифы нотариусов. Главный московский нотариус также объяснил, почему его коллеги должны быть обеспеченными людьми, как снизить число претендентов на вакантные должности нотариусов и почему слухи о "жесточайшей коррупции" при входе в профессию преувеличены.

Как вы оцениваете принятие закона, предусматривающего создание в России Единой информационной системы нотариата (ЕИСН), в которой, в частности, должны будут содержаться реестры завещаний, доверенностей и уведомлений об их отмене, а также об открытии наследственных дел?

Принятие этого закона – позитивный факт. Большинство электронных реестров, за исключением реестра залогов движимого имущества, уже практически сформированы нотариусами в инициативном порядке, добровольно. Сейчас идет процесс их легитимизации, в результате которого мы получаем уникальные информационные ресурсы, к которым могут быть допущены, в том числе, соответствующие государственные органы. Думаю, что это пойдет во благо как гражданам, так и государству. Вот один из простых примеров — сегодня гражданин составил доверенность на бумажном носителе, а на следующий день ее отменил, но его поверенный, поехал и продал его имущество. Именно для того, чтобы подобного не происходило, очень важно иметь единый реестр, в котором будут собраны сведения о действительных и прекративших свое действие документах.

Нотариат стремится к созданию реестра всех нотариальных действий в электронном виде, благодаря которому возможно устранение множества факторов коррупции и человеческой небрежности. Сейчас вы приходите к нотариусу, тот в бумажном реестре пишет номер от руки, как в прошлом веке. В Европе, к примеру, уже нет такой практики - там реестр нотариальных действий ведется в электронном виде. Нотариус составляет документ, и уже база присваивает ему номер, что исключает влияние человеческого фактора.

Принятый закон предполагает создание в системе нотариата реестра залогов движимого имущества. До последнего президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова была категорически против этого, утверждая, что нотариат наделяют несвойственной ему функцией, которая не более чем техническая и не требует юридического образования у исполнителей. А в Московской нотариальной палате ратовали за его создание именно в системе нотариата. Какие аргументы были у МГНП?

С моей точки зрения, говорить о наделении нотариата несвойственной функцией не стоит, поскольку законодатель счел нужным присвоить данному сегменту социально-значимой деятельности статус нотариального действия. Для работы с такой информационной системой требуется интеллект, определенное знание информационных технологий, внимательность и знание права – всеми этими признаками современное российское нотариальное сообщество обладает в полной мере. Тем более, что, к примеру, сегодня до 80% работы нотариуса составляет свидетельствование верности копий документов – действие, не требующее юридической проверки самих документов. Сам факт признания роли нотариата как института, способного защищать права граждан и юридических лиц, в том числе и в сделках с движимым имуществом, говорит о доверии, которое сегодня существует у власти и общества к нашей профессии.

Также напомню, что силами нотариата сформирована общефедеральная Единая информационная система "еНОТ", куда мы заносим сведения практически о всех совершенных нотариальных действиях — завещаниях, доверенностях, об открытых наследственных делах и пр. И было бы весьма уместно открыть еще один блок в этой системе. Я думаю, что предоставленный законодателем срок — более года, вполне достаточен, чтобы создать такую базу и начать ее эксплуатацию.

Почему не передать, как предлагала это Сазонова, функции по созданию этого реестра банкам?

Его создание в системе нотариата укладывается в европейские правовые традиции. Мы детально изучали опыт Словакии, такая же система существует в Румынии, в Венгрии, в Чехии.

У нас в стране вопрос о создании подобного рода реестра стоял приблизительно с 2005 года. В течение семи лет его пыталась решить рабочая группа при Минфине, которая, в результате, предложила эту функцию передать Бюро кредитных историй, а может быть, и вообще банкам как таковым.

Однако, с моей точки зрения, поддержанной де-факто законодателем, существуют объективные условия того, что при ведении такой базы Бюро кредитных историй будет выступать на стороне банков, а не граждан. Нотариусы в этом отношении независимы: они, действуя от имени государства, непредвзято и беспристрастно будут относиться к формированию этого реестра. Кроме того, в силу закона нотариусы ведут деятельность и физически присутствуют на территории всей страны, в отличие от Бюро кредитных историй, которых всего пять, и они присутствуют далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Более того, в силу закона нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Довольно убедительно звучат слова Сазоновой о том, что вследствие необязательности регистрации уведомлений о залоге движимого имущества создаваемый реестр окажется неполным…

Здесь нет задачи охватить все залоги, и законодатель такой задачи не решал. Создается информационная база, целью которой является защита прав граждан. Если человек захочет защитить свои права, он сможет внести в базу через нотариуса достоверные сведения о заключенном договоре залога движимого имущества. Естественно, в законе предусмотрен определенный приоритет для тех залогодержателей, залогодателей, которые предоставили нотариусу первыми сведения о своем залоге. В этой связи регистрация уведомлений о залоге движимого имущества будет уникальным нотариальным действием, которое нотариус обязан совершить в течение одного часа с момента обращения к нему, потому что очень важен приоритет времени, в которое соответствующая запись внесена в базу.

На первоначальном этапе, конечно, база не будет всеобъемлющей, но она будет постоянно расширяться, становясь со временем неотъемлемым инструментом для осуществления сделок гражданами и юридическими лицами. Вспомним хотя бы базу ЕГРП, существующую с 1998 года — она до сих пор формируется, и до сих пор не все объекты недвижимости в нашей стране внесены в нее. Если вернуться к Бюро кредитных историй, то и создаваемая ими база кредитных договоров может оказаться неполной, поскольку, на мой взгляд, информация о значительной части кредитов туда не попадает из-за того, что человек при заключении кредитного договора вправе отказаться от направления туда информации о себе.

Во сколько вы оцениваете создание этой системы?

Создание этого реестра должно проходить на базе действующей системы "еНОТ", в которой должен появиться отдельный блок. Исходя из этого, по заключению специалистов, это обойдется ФНП приблизительно в 20-25 млн руб.

Естественно, для того чтобы начать новое дело, необходимо вложить средства, по-другому не бывает. Напомню, что регистрация уведомлений залогов движимого имущества и выписка о них будет платной услугой – 300 и 100 руб. соответственно. С учетом того, что в России ежегодно заключается порядка 600000-650000 сделок по автокредитованию, эти услуги будут приносить определенный доход нотариусам, которые, в свою очередь, будут отчислять в ФНП определенную сумму на поддержание Единой информационной системы. Предполагается, что в течение двух-трех лет потраченные деньги вернутся в ФНП. Тем более что размер бюджета федеральной палаты вполне позволяет оперировать такими суммами.

Над разработкой этой системы мы уже работаем, в том числе в инициативном порядке. Я думаю, что мы будем учитывать европейский опыт. Возможно, на конкурсной основе привлечем европейских специалистов, которые подобного рода систему разрабатывали, в частности, для Словакии, Венгрии и Чехии.

Вы упомянули тариф в 300 и 100 руб. Устраивает ли он нотариат, какая сумма вам кажется обоснованной?

Мы планировали пойти по европейскому пути и установить процентную ставку на уровне 0,1% от стоимости заложенного имущества, но не менее 500 рублей и не более 5000 рублей. В частности, в Словакии, где доходы граждан гораздо ниже, чем в России, установлен тариф от 36 до 180 евро.

Вообще тема нотариальных тарифов, с моей точки зрения, весьма острая. У нас государственные тарифы не поднимались уже более девяти лет, хотя жизнь идет вперед – есть инфляция, растут тарифы естественных монополий. И на этот раз аргумент законодателей по поводу тарифа в 300 руб. за новую нотариальную услугу звучал приблизительно так — за удостоверение завещания, которое является очень сложным нотариальным действием, в законе предусмотрен тариф всего в 100 руб., поэтому нет оснований устанавливать более высокий тариф. Аргумент более чем спорный – но это отдельный вопрос, по которому мы ведем серьезную работу.

В проекте "нового Гражданского кодекса" предлагается сделать обязательной нотариальную форму оформления всех сделок с недвижимостью, подлежащих госрегистрации, если одной из сторон является физическое лицо. Почему нотариат принципиально настаивает на принятии этой новеллы?

Сейчас наш рынок недвижимости не является цивилизованным. Он изобилует "серыми" и "черными" схемами, что влечет множество криминальных проявлений: нередко сделки, составленные в простой письменной форме, обжалуются в судебном порядке и признаются недействительными, а в результате страдают граждане, добросовестные приобретатели и продавцы.

На мой взгляд, представители крупного бизнеса и деловых кругов, риэлторы, оценщики и регистраторы, которые пытаются критиковать идею введения нотариальной формы и предлагают оставить все как есть, преследуют свои узкокорыстные коммерческие интересы. Но следует понимать один из важнейших аргументов: нотариус – это не рыночная профессия, равно как и защита права не является предметом рыночной конкуренции. Нотариат – это наделенное полномочиями объединение профессиональных юристов, которые, в том числе, занимаются правоохранительной функцией, то есть защищают права граждан, и сравнивать нас с предпринимателями некорректно. При этом следует учесть тот факт, что граждане, в массе своей, априори обладают меньшими потенциальными возможностями для личного отстаивания своих прав в судебных спорах, так не имеют возможности содержать штат юристов и т.п.

Один из основных доводов ваших оппонентов заключается в том, что в результате такого нововведения пострадают как раз граждане, у которых расходы на оформление сделки неимоверно вырастут, увеличатся и временные затраты…

Это, я считаю, некое лукавство и попытка ввести общественность в заблуждение. Дело в том, что сейчас на рынке недвижимости практически нет сделок без участия посредников, будь то риелтор, юрист, адвокат, регистратор. И на их услуги гражданин в любом случае тратит немалые средства. По нашей информации, средняя стоимость услуги по составлению договора в простой письменной форме и его регистрации в Москве составляет 12000-15000 руб., при этом стоимость работы риелтора оценивается от 3% до 5% от реальной стоимости квартиры.

Передавая эту функцию нотариусу, государство может урегулировать стоимость этих услуг: установить как нижний, так и верхний предел цены услуги. При этом гражданин будет уверен, что он пришел к профессиональному юристу, уполномоченному государством, который несет полную имущественную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. А в установленный тариф будет входить полный комплекс соответствующих услуг.

В существующих сегодня условиях нотариус просто составляет проект договора, разъясняет сторонам их права и обязанности, удостоверяется в дееспособности, в истинности намерений, удостоверяет договор, может передать его на регистрацию в Росреестр, но чаще всего граждане делают это сами. Мы же предлагаем работать по совершенно новой схеме — системе "одного окна", которая будет предусмотрена в проекте нового закона о нотариате. В этом случае нотариус будет обязан выполнить весь комплекс услуг по оформлению сделки с недвижимостью: оценка дееспособности личности, проверка объекта, сбор и подготовка документов, составление договора, его удостоверение, подача документов на регистрацию и их выдача клиенту. Также, по нашему предположению, возможно, будут введены расчеты между сторонами через депозитный счет нотариуса, вместо преобладающей сейчас архаичной формы расчетов наличными денежными средствами через банковские ячейки.

Но риелторы в этом случае все равно останутся на рынке. Что изменится тогда?

Риелторы останутся, но они будут заниматься своим прямым делом. Функция риелтора в чем? Они ищут для своих клиентов покупателей или продавцов на рынке недвижимости, рекламируют объекты, находят взаимный интерес сторон и согласовывают основные условия сделки. За эти посреднические услуги они получают свои гонорары. Например, во Франции – это 5% от стоимости сделки, у нас, кстати, она примерно такая же. Но во Франции, Италии, Германии дальнейшее оформление сделки осуществляет нотариус, стоит это примерно 1% от цены объекта недвижимости.

Вопрос тарифов на услуги нотариусов при оформлении сделок с недвижимостью остается открытым. Какова, по вашему мнению, должна быть стоимость этой услуги?

Если говорить о тарифах в целом, то для установления объективной картины в вопросе экономической обоснованности наших тарифов был привлечен Институт проблем рынка Российской Академии наук. Так вот, ученые пришли к выводу, что установленные в действующем законодательстве государственные тарифы не позволяют обеспечивать самофинансирование нотариальной деятельности, поэтому нотариусы вынуждены взимать дополнительную плату за услуги правового и технического характера.

Считаю, что тарифы необходимо пересмотреть, учитывая баланс интересов граждан и частнопрактикующего нотариата. Они должны быть экономически обоснованы, ведь расходная часть у нотариусов велика: содержание конторы, зарплата сотрудников, страхование своей деятельности, взносы в Палату, внедрение информационных технологий, содержание Единой информационной системы. Мы не говорим о каком-то тотальном увеличении, но факт есть факт — нотариальные тарифы не соответствуют современным реалиям.

Что касается сделок с недвижимостью, тут нам надо построить грамотную шкалу, согласно которой стоимость услуги за оформление дорогого объекта недвижимости будет выше, чем дешевого. Например, во Франции и Германии в этом случае работает регрессивная шкала, и нотариус получает от 1% до 0,1% от суммы сделки, в зависимости от ее размера. Есть предложение ввести какой-то верхний ограничительный предел. Я считаю, что это возможно, но плата, в силу объема работ и ответственности нотариуса, не должна быть символической. То есть, вряд ли нотариус будет удостоверять сделку в $10 млн за 10 000 руб., так как он несет ответственность в размере суммы этой сделки. Либо можно сделать более "плавной" действующую у нас сегодня шкалу. Сейчас нотариус берет за свои услуги по оформлению сделки с недвижимостью 1% от суммы сделки до 1 млн руб., плюс 0,75% с суммы от 1 до 10 млн руб. и 0,5% с суммы от 10 млн руб. Допустим, можно установить один тариф для сделки до 1 млн руб., другой — до 3 млн руб., третий – до 5 млн руб., четвертый — до 10 млн руб. При этом можно, при увеличении стоимости недвижимости, постепенно снижать размер тарифа.

Не спровоцирует ли введение обязательной нотариальной формы оформления сделок с недвижимостью рост очередей у нотариусов, не потребуется ли увеличивать их число?

По имеющейся у нас информации, в 2011 году в Москве было совершено 814000 регистрационных действий, среди которых есть регистрация свидетельств о праве на наследство, аресты, запрещения, различные перепланировки, вновь вводимые объекты, новостройки и так далее. Эту цифру условно можно разделить на два, и получится, что в среднем в год в Москве заключается около 400000 сделок по покупке недвижимости. С учетом того, что в городе сейчас работают 703 нотариуса, то в год на каждого из них придется порядка 568 сделок, то есть 2,26 в день. Напомню, что до 1997 года в Москве было 380 нотариусов, и они удостоверяли и по пять, и по шесть сделок с недвижимостью в день. Простая математика показывает, что увеличение количества нотариусов не потребуется. Вопрос не в количестве должностей нотариусов, а в умении нотариуса организовать работу.

Кроме того, нотариусы – это квалифицированные юристы, активно осваивающие сферу информационных технологий. Помимо этого, у нотариуса, в среднем по Москве, в подчинении есть пять-шесть консультантов, помощников. Поэтому возможно распределение нагрузки — к примеру, выделение сотрудника, который будет заниматься только сделками с недвижимостью. Если же говорить о регионах, то, по нашей информации, загруженность нотариусов во многих городах России, не говоря уже о сельской местности, весьма невелика.

Министр юстиции Александр Коновалов летом предложил подумать над отменой системы квотирования в нотариате. Почему корпорация нотариусов противится этому?

Конкуренция в профессии нотариусов недопустима. В отличие от адвокатов, которые в силу особенностей профессии, защищают интересы только одной стороны – своего клиента, нотариус обязан беспристрастно и независимо стоять на позиции защиты права в целом. Введение рыночной конкуренции в нашу среду однозначно приведет к росту нарушений права. Более того, снимая ограничение по количеству должностей в профессии, мы придем к ситуации, что нотариусы будут работать только в Москве, Санкт-Петербурге и крупных областных центрах. А кто будет работать в районных центрах, кто будет работать в отдаленных местностях? Ведь нотариус привязан к земле: он, согласно действующему законодательству, ведет наследственные дела, совершает сделки только по месту нахождения недвижимого имущества. Мы не можем оголять нашу обширную территорию и не предоставлять нотариального обслуживания по всей стране. Подчеркну, что нотариат, прежде всего, является институтом защиты прав граждан, хотя нотариус и получает деньги за свои услуги.

Кроме того, число нотариусов на конкретной территории определяется, исходя из возможности самофинансирования нотариата. В частности, существует закон Москвы, который определил, что численность нотариусов в столице определяется исходя из соотношения – один нотариус на 15 тыс. населения. В противном случае, если нотариус не сможет себя финансировать, он не сможет содержать контору, он будет думать не о соблюдении закона, а о чем-то другом.

Тем не менее, несмотря на огромное количество претендентов на вакантную должность нотариуса (155 человек на место в некоторых случаях), среди московских нотариусов встречаются и нечистые на руку. Сколько нотариусов за последние годы были изгнаны из профессии?

В любой, даже самой честной корпорации, в силу человеческой природы могут попадаться отдельные нарушители закона. Естественно, и в наших рядах изредка проявляются недостойные. Но в процентном соотношении это лишь десятые доли процента. И в этом плане я вновь обращу внимание на эффективные механизмы самоконтроля нотариального сообщества, установленные законом и нашим Уставом, которые работают профессионально и четко, выявляя нарушения. Кроме того, у нас существует система дисциплинарных взысканий, действует комиссия профессиональной чести, специальная комиссия по проверкам.

За последние 8 лет около 30 нотариусов Москвы лишены полномочий в судебном порядке – скорее всего, это "наследие смутных времен", с которым мы безоговорочно расстались. К сожалению, мы не всегда находим понимание в судебных инстанциях, бывают случаи, когда при очевидных нарушениях со стороны нотариуса суды отказывают нам в удовлетворении исков, но мы работаем в этом направлении, взаимодействуя с судебной и правоохранительными системами.

Если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, которая была в 90-х годах, то я скажу откровенно — это небо и земля. Сейчас в подавляющем большинстве нотариусы — высокопрофессиональные юристы, которые в том числе обязаны повышать свою квалификацию и делают это регулярно. По моему мнению, в настоящий момент профессия нотариуса построена фактически на бескоррупционной основе. Нотариусам выгодно работать честно — чем выше репутация нотариуса, тем больше у него клиентов, тем он, наверное, более состоятелен. Нотариус должен быть состоятельным, потому что бедного обстоятельства толкают в сторону нарушения закона.

Но и по поводу чистоты процесса отбора претендентов у многих возникают сомнения. В частности, о "жесточайшей коррупции" при входе в профессию говорил и министр юстиции Александр Коновалов…

Мы не располагаем легальными сведениями о том, что в этой сфере в настоящий момент существуют коррупционные проявления.

Естественно, нотариальная сфера, на первый взгляд, может показаться закрытой, но, тем не менее, в профессию приходят наиболее достойные: те, кто прошел этапы довольно сложного отбора. Нужно отработать консультантом, потом пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен на лицензию, и, уже имея лицензию, надо работать помощником нотариуса, нарабатывать опыт, и только потом помощники начинают участвовать в конкурсах, на основании которых и происходит назначение на должность.

В московской палате стараются максимально объективно подходить к кандидатам на должность нотариуса. Действующее законодательство предполагает, что человека, получившего лицензию на занятие нотариальной деятельностью, уже на следующий день можно назначить нотариусом. Однако в МГНП в последние три года установили более жесткие требования. Мы выдаем рекомендацию на участие в конкурсе лицам, которые не менее трех лет проработали помощником нотариуса в Москве, то есть тем, кто уже получил профессиональный опыт. Дальше отдается предпочтение тем, кто имеет отношение к науке, кандидатам и докторам наук, чтобы мы усиливали интеллектуальный потенциал нотариата. Далее преимущества имеют те, кто активно участвует в жизни палаты. Существует много разных факторов, определяющих победителя конкурса.

Я думаю, если эти критерии будут записаны в законе или в каком-то другом нормативном документе, то у кандидатов, общества и власти будет меньше вопросов к нам. В этом случае только что получивший лицензию человек будет трезво оценивать свои шансы на победу в конкурсе.

Автор: Татьяна Берсенева

Адрес публикации в Интернете:

http://pravo.ru/review/face/view/78896/

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Реквизиты
628403, ХМАО-Югры, г.Сургут,
ул. Университетская, д.7, оф. 20.
Телефон: (3462) 28-20-09,
23-54-15 (факс)
http://vk.com/nphmao
https://www.facebook.com/NPHMAO
E-mail: notary86@nphmao.ru
Режим работы:
Понедельник-четверг: 9:00-17:15,
перерыв: 13:00-13:30.
Пятница: 9:00-14:00.
Выходные дни: суббота, воскресенье.


Войти