15:00 Евгения Танасиенко: "Не падать духом в преддверии перемен" ( 29.12.2013)
Со времен Бальзака Нотариус остается «сверх меры терпеливым» защитником граждан
В какой-то момент нашего беспокойного, суетливого, болезненно активного времени мне вдруг захотелось остановиться, выдохнуть и взглянуть на окружающее и происходящее спокойно, возвышенно, миролюбиво и… аналитически мечтательно.
И смотрю я в сторону нотариата в целом и нотариуса в частности. Причём не конкретно взятого двумя пальцами за крылышки нотариуса для рассмотрения оного экземпляра под микроскопом, а собирательного образа российского нотариуса для определения его места в коллективе коллег-юристов, в обществе, в государстве… Но не научный трактат я собираюсь написать, а определить вышеуказанные координаты лично для себя ради удовлетворения собственного же любопытства. Если ещё кому интересно станет – милости прошу: выводы и заключения в тайне хранить не собираюсь.
Итак, нотариус.
Вспоминается образ, так любезно и чётко начертанный нам великим классиком. Как там у де Бальзака было? «…низенький, толстый, упитанный человек, одетый в чёрное, самоуверенный, почти всегда чопорный, наставительный и прежде всего важничающий. Лицемерная простоватость», «глядя на это стёршееся лицо, вы слышите заученные, механические фразы и … изрядное количество общих мест!»… Ого, как всё поменялось! И что тому причиной – географические или временные координаты, а может быть, всё вместе? Ничего подобного XIX веку я не наблюдаю. Мужчины-нотариусы теперь достаточно редки, однако они производят весьма благоприятное впечатление, а если и встречаются среди них отдельные экземпляры с бальзаковской лысиной, то она придаёт своему обладателю скорее солидности и серьёзности, а никак не навевает мысли «о скуке, внутренних разногласиях и полном отсутствии страстей». Ну, а уж о женской части нотариата и говорить нечего! Как верно кто-то сказал, если профессия нужная и правильная, то в ней занято много красивых людей. Ни на минуту не усомнюсь, что это о нотариате: не припомню, где ещё встречала столько красавиц и красавцев. А умницы какие! Каждый раз, находясь в группе коллег, ведущих разговор на профессиональные да и не только темы, поражаюсь их остроте ума, эрудированности и широте взглядов. И каждый раз испытываю гордость от того, что работаю с ними. Нет, правда – помимо серьёзной, ответственной и кропотливой каждодневной работы, общественной деятельностью занимаются, лекции в учебных заведениях различных уровней читают, о спорте и художественных своих талантах не забывают, и при этом остаются людьми весёлыми, общительными, готовыми прийти на выручку коллеге советом и делом – вон в электронной конференции только задай вопрос, так тебе куча ответов придёт, да ещё с материалами… Что ж, тут заважничать не мудрено, однако, я думаю, незачем, ведь известно, что жизнь - в движении и развитии, а важничание говорит об остановке и самолюбовании, что неминуемо ведёт к регрессу. А регресс и нотариус несовместимы, ведь последний, впрягшись в свою работу, неизбежно расширяет количественные и качественные её рамки: обзавёлся конторой – обустрой её, чтобы и самому, и клиентам было удобно и комфортно, а там, глядишь, и сотрудники появляются, а с ними возрастают и хлопоты, и ответственность, т.к. нотариус теперь ещё и руководитель коллектива. И профессионально расти необходимо, шагая в ногу с реалиями времени и меняющимся законодательством. Относительно последнего возникает ощущение, что перемены в нём нарастают в геометрической прогрессии. А технический прогресс? Мы уже не просто освоили компьютеры, обзавелись профессиональными компьютерными программами, но активно используем электронную подпись, пробуем силы в уходе от бумажных носителей… Информационные технологии – это уже не фраза из фантастического будущего, а наше будничное настоящее.
И всё это нотариус осваивает и внедряет, не отрываясь от главного элемента в своей профессии - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц (которые приходят к нам в образе всё тех же граждан, хоть и облеченных полномочиями). Ни для кого не секрет, что работать с людьми хоть и интересно, но очень сложно. Вот тут, как выясняется, со времён Оноре де Бальзака ничего не изменилось: нотариусу по-прежнему необходимо быть «сверх меры терпеливым» и «слушать нескончаемые излияния клиентов, воображающих, что их дело – единственное», он по-прежнему «должен не знать того, что отлично понял, и понимать то, что другие не желают ему подробно объяснить». То есть прогресс прогрессом, а природа человеческая не изменилась, человечество верно себе. Нотариус должен выслушать, понять и поступить в полном соответствии с Законом. А это зачастую бывает ой как не просто! В подтверждение своих мыслей читаю у классика: «жизнь нотариусов – разве это не сражение, затянувшееся надолго?»
И каким же у меня вышел нотариус? Умный, красивый, энергичный, неравнодушный и ответственный, он смотрит вперёд и шагает вперёд. На пути его много трудностей, в том числе и в личной жизни, ведь на самом деле не всегда вторая половинка согласна мириться с нотариальным трудоголизмом, переносящим часть работы к домашнему очагу, если не в виде захваченных из конторы и требующих доработки договоров, то в сгустке мыслей и идей, требующих, как минимум, озвучивания в семейном и дружественном кругу. Работу нотариуса не оставишь в кабинете ровно в 6 вечера, аккуратно прикрыв за собой дверь, она настырно лезет в сумку, в карманы одежды, а то и просто уютно обустраивается в голове и не покидает хозяина даже на отдыхе, как бы вы не старались.
И тут наши каждодневные рабочие вопросы и проблемы вливаются в сомн проблем глобальных и кардинальных: очередной кризис в экономике, а так же в умах вершителей наших судеб. В результате огромный, сильный и свежий потенциал натыкается на стену отчуждённости и холодности. Выходит, государственные умы не видят того, что вижу я – нотариат может и должен быть гарантом законности в нашей стране. Мы готовы протянуть руку помощи государству и обществу. Но вопрос со сделками повис, как и очередной проект закона о нотариате. Вместо этого мы латаем дыры в Основах и исполняем законы, подлежащие корректировке чуть ли не с момента вступлениях их в силу. И, конечно же, это сказывается на каждом из нас, мы ощущаем на своих плечах кроме груза ответственности ещё и бремя неопределённости с нотками безысходности. Разумеется, для каждого степень воздействия различна, но тревогу испытываем мы все, ведь что такое счастье, как не твёрдая уверенность в своём будущем?
Да, не все нотариусы идеальны. Подобным не может похвастаться ни одно общество. И в трудные времена, когда температура нарастает и приближается к кипению, наверх выходит пена (по сути своей - ни что иное как грязь), которая видна всем и заслоняет от общих взоров истинный продукт. Обычные законы физики. Хотелось бы взять ложку и пену снять, да не знаю пока как это сделать, а надо бы – и жить станет легче, и работа начнёт спориться. Ведь хороших нотариусов, как и хороших клиентов, гораздо больше, чем остальных, и такой вывод меня заставляет сделать не только мой неистребимый оптимизм, но и жизненный опыт.
И какие отсюда выводы следуют?
Институт нотариата существует уже не одно столетие, за это время он видоизменился, вырос, так что негоже нам теперь пятиться.
Нотариат – достойный и сильный член юридического сообщества, но чтобы занять достойное место в обществе в целом, нам необходимо оставить междоусобные распри, войну за власть и большую денежку, а все силы направить на совершенствование законодательства о нотариате, выступая единым фронтом на защиту себя как класса… Не война, конечно, но уже достаточно горячо. Защитим себя – выиграет народ, а, следовательно, и государство.
В наше время, вопреки мнению Оноре де Бальзака, выиграть и не пропасть может только тот нотариус, в сердце которого «сохранилось нечто от художника, от причуды, страсти и любви». Давайте докажем, что сегодня у нотариата яркое, выразительное, запоминающееся лицо.
Нотариус нотариального округа Нижневартовский район
Евгения Танасиенко