18:23 Нотариус Югры Евгения Танасиенко cовершила поход на ялах по Ладожскому озеру: путевые заметки, ФОТО (26.07.2016)
В середине июля этого года к 150-летию российского нотариата был приурочен четырехдневный поход членов клуба нотариусов России «ПилигримМы» на ялах по Ладожскому озеру, в котором приняли участие 24 человека, включая нотариусов из нотариальных палат Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Волгограда, Пскова, Ульяновска, Костромы и Ханты-Мансийского автономного округа, а также их помощников, детей и даже внуков, под предводительством Лилии Гудковой и Александра Смычковича. Самому молодому участнику было 13 лет.
Предлагаем вашему вниманию путевые заметки, «повествование из первых рук» участника похода на ялах, нотариуса Нижневартовска Евгении Танасиенко.
Я очень хотела ехать. Мечталось о романтике и приключениях. Но чем ближе был отъезд, тем неуютнее становилось: достаточно ли я подготовлена, все ли предусмотрела? Однако, увидев на Ленинградском вокзале коллегу с чемоданом на колёсиках, невольно успокоилась.
День первый.
Наше путешествие к Ладожскому озеру началось с Финляндского вокзала. Электричка небыстро, но неуклонно везла своих пассажиров, среди коих много было суровых людей с огромными рюкзаками, до конечной станции Кузнечное, откуда мы на такси добрались до базы в посёлке Березово. Лесная дорога была узкой и извилистой, для усиления эффекта наш водитель включил что-то космическое, наполненное ритмичными свистами и потрескиваниями. В унисон читаемой мной тогда книге начало казаться, что вот сейчас дорога закончится, и мы со всего ходу выскочим к болоту посреди которого будет стоять избушка на длинных куриных ножках… Вместо этого мы совершенно неожиданно оказались на поляне перед добротным двухэтажным домом без наружной отделки и симпатичными навесами – это и была наша туристическая база.
Мы выстроились в очередь и получили под личную подпись инвентарь: двухместные палатки, спальники, туристические коврики, спасательные жилеты и «подпопники» (крайне необходимая туристу вещь – прямоугольник из изолирующего материала, снабженный широкой резинкой на карабине, позволяющий носить сей драгоценнейший предмет на бедрах без помех для движения). Все это каждый утрамбовал вместе с рюкзаком в большой пластиковый пакет и поместил в «герму» - огромный непромокаемый мешок, который хитрым способом закручивается и застегивается на карабин, образуя петлю для ношения. Оговорюсь, что не всем прямо-таки сразу уложить все вещи в герму так, чтобы она закрывалась.
После этого мы, сидя под навесом, с большим аппетитом уплетали бутерброды с чаем под рассказ о правилах хождения под парусом, в чем и расписались в специальной тетради.
Наш скарб увёз смешной кузовной трактор, а мы пришли следом за ним прямо к причалу на Ладоге. Командами по 8 человек плюс капитан и помощник капитана мы погрузились в три яла, где уже были уложены наши гермы (Все гермы снабжены номерами, каждый запомнил свой номер и полюбил его).
Собственно, путешествие начинается.
Выучив, где находится фок, а где кливер (большой и малый паруса), разобравшись с правым и левым бортом отчаливаем. Сидим мы на деревянных скамьях, «подпопники» придают комфорта и тепла. У нас четверо гребцов, которые после некоторых усилий начинают вполне сносно грести в унисон. К счастью, довольно скоро налетает ветер, и мы уже бодро идем под парусами. Я отвечаю за левый кливер. Фок отвечает за скорость движения, а кливер помогает делать повороты, уходя с одного борта на другой. Направлением движения управляет капитан, который сидит на корме на возвышении с рычагом на манер трамвайного в руках. Когда капитан командует поворот, работают гребцы только одного борта, свободные члены команды пересаживаются на один борт, закрепленный на борту кливер отпускается и сам постепенно под силой ветра переходит на другой борт, где его крепко накрепко привязывают. Понятно, что при каждом подобном маневре требуется слаженная работа всей команды. Мы этой наукой овладели ко второму дню путешествия.
Капитан нашего яла Алена ответственно заявляет, что по правому борту у нас Ленинградская область, а по левому - Карелия. Мы вертим головами, и лично я видимой разницы в ландшафтах разных регионов не наблюдаю.
Через пару часов водного путешествия мы прибываем на большой остров, где нам и предстоит переночевать.
Установка палаток проходит с переменным успехом, зато после мы получаем отличный обед из трёх блюд, который приготовила повар Аня на костре в больших котлах. Нужно отметить, что мы принимаем активное участие в приготовлении пищи: парни из Волгоградской палаты разводят костёр, а женский состав дружно чистит и режет овощи. Коллективными усилиями всё проходит весело и быстро.
После обеда мы успеваем быстренько окунуться в холодную, но приятную воду озера, прежде чем начинаются альпинистские учения.
Наши палатки и полевая кухня стоят тесной кучкой у подножия горы вблизи озера. Тренировочная скала высотой всего 25 метров, зато практически отвесная. Она черной стеной мрачного замка возвышается посреди более пологих склонов заросших травой и деревьями. Молодые инструкторы непринужденно и быстро карабкаются наверх, спускаются вниз и предлагают нам проделать то же самое. Сначала очень неуверенно, но постепенно смелее и азартнее мы почти что всем составом покоряем свои вершины. У кого-то это 4 метра до первого уступа, у кого-то береза в середине маршрута, а некоторые достигают и верхней площадки, откуда победно машут вниз, но при этом каждый удовлетворен успешным преодолением не столько скалы, сколько себя.
И каждый из нас хотя бы по разу поднялся обходной дорогой на самую вершину скалы, откуда открывались просторы, Ладога и солнце. К тому же склоны пестрели земляникой и черникой.
Заслуженный ужин прошел на ура. Первый день окончен, мы пробуем палатки на прочность, на комфортность.
День второй
Утро началось бодро: все поднялись за час до назначенного срока.
Я решила искупаться в озере для ощущения свежести. Зайдя в воду, тут же пожалела о своей затее: вода разве что судорогой не сводила тело. Мне удалось крайне живенько проплыть метров 12 от берега и не менее оперативно вернуться обратно. Правда, нужно честно признаться, на берегу стало обволакивающе тепло…
После завтрака «крылья сложили палатки», мы загрузились в ялы и двинулись в путь. На этот раз он начался вполне комфортно: первый ял, «Пепелац», снабжённый мотором, взял два остальных на буксир. Так трамвайчиком мы и проделали путь в 3 часа. К сожалению, на этом преимущества заканчивались: на воде было очень ветрено, а холод пробирал до костей. После добавился ещё и дождь. Спасались песнями и бутербродами, укрывшись всеми возможными средствами включая и гермы.
Однако, как оказалось, форсированный путь был выбран капитанами очень кстати: на новом острове мы едва успели поставить палатки и осмотреться, как пошёл дождь. Неспешно моросящий в начале, он перерос в полноценный ливень с молниями и громом. И разверзлись хляби небесные.
Все собрались под тентами «кухни-столовой» и от скуки сами себе приготовили салат и нарезали овощи для плова. Повар Аня так расчувствовалась, что выдала на ужин несколько шоколадок. Дождь лил около трёх часов подряд, и мысли у всех были о сохранности палаток. Некоторым всё-таки пришлось переезжать – затопило. В низинах собралась вода, а на камнях сдувало. Выиграли те, кто поставил палатки на возвышенности, но среди деревьев, но и тут местами по углам натекла вода.
Утешались тем, что в нашей поездке как в Турции – «все включено», а значит дождь и ветер тоже.
Дождь удалось победить песнями «Пусть всегда будет солнце» и «Под небом голубым». Тем не менее, всю ночь озеро волновалось и шумело, т.ч. создавалось полное впечатление, что находишься вблизи рокочущего океана. Зато назавтра обещали улучшение погоды. Посмотрим…
А пока что мы с Наташей Ильиной вычерпали воду со дна нашей палатки, проложили углы пустыми гермами, прижались друг к другу поплотнее на самом высоком месте в центре и уснули.
День третий.
День третий встретил хмуро, но сухо. Не считая многочисленных луж, влажных камней и скользкого мха.
Я поднялась в 7 утра и пошагала к внутреннему озеру – искупаться. Вода была не как вчера, но всё равно теплая, градусов 25-26. Окунувшись в воду, я задумалась о том, хочу ли обратно на берег. Если учесть, что пришла я сюда под сильным ветром в термобелье и тёплой куртке, сомнения мои становятся понятны.
Впрочем, другие участники нашего похода купались при каждой оказии и были очень довольны. Каждому своё…
Мы, как обычно, позавтракали на час раньше запланированного и поплыли на третий остров. Но прежде капитаны и добровольцы вычерпали дождевую воду из наших ялов, которой набралось по 15 сантиметров.
Озеро волновалось, наш ял подкидывало на волнах, несколько раз мы зачерпнули носом воду, несколько раз капитан Алена давала команду «крен на правый борт», отчего вся команда срочно наваливалась на левый. Теперь мы шли на вёслах и под парусом. Я, как обычно, отвечала за левый кливер, Наташа из Санкт-Петербурга - за правый. (Кливер на самом деле один, просто мы с Наташей отвечали за его нахождение у левого и правого борта яла). Поскольку ветер был встречный, приходилось лавировать – ял шел то влево, то вправо, держась курса окольными путями, так что работы хватало всем. Через 3 часа общих усилий мы добрались до острова.
Здесь нас впервые встретили ещё несколько групп туристов, включая бардов. Всего на острове собралось 67 человек – многочисленная компания. Т.ч. одной картошки пришлось начистить 2 котла и 2 тазика, но дружной компанией мы с этой задачей справились довольно быстро и легко.
А потом мужчины занялись обустройством бани: на берегу соорудили большой костёр возле выложенных горой камней, потом накрыли это всё большой палаткой. Желающие получали горячий пар под березовый веничек, после чего сбегали вниз к озеру окунуться.
Однако же группа товарищей решила просто искупаться под вечерним ласковым солнышком «без» или «до» посещения бани. Как показали волшебные часы Александра Смычковича, вода у берега этой части Ладожского озера была +13 градусов по Цельсию. Несколько прохладно. Я в очередной раз поняла, что влезла в авантюру. В этой ситуации теплее как раз уже после купания, на берегу.
Зато под солнышком начали, наконец, сохнуть мои многострадальные кроссовки. К этому моменту одна пара была сырая, другая мокрая. Как, впрочем, и у многих. Реально спасли только непромокаемые носки. На самом деле они были влажные, но сохраняли тепло. Чудесная вещь для промокшего путешественника учитывая, что кроссовки сушить было негде и некогда.
Баня удалась, и вскоре берег запестрел многочисленными группками собеседников в полотенцах, которым уже совершенно не было холодно босиком на камнях.
А после ужина, на котором кроме прочего присутствовал и салат Оливье, нас ожидала встреча с бардами. Дружной компанией мы перепели под гитару немало песен Визбора, Окуджавы, Кима, Городницкого и других авторов, угомонившись только за полночь.
День четвёртый. Отъезд.
Этот день мы провели в походе по Ладоге. Обратный путь до базы занял более 4-х часов. Мы опять боролись с волнами, шли на вёслах и под парусом, катались на буксире, пели песни, мерзли, мокли, хохотали и перекусывали бутербродами, которые сами же и делали.
По прибытии на базу и быстро согревшись на берегу, после сдачи инвентаря желающие могли насладиться настоящим душем с горячей водой. Кое-что хорошее есть и в цивилизации!
На обратном пути в Питер в электричке были мягкие вагоны. Мы дружно накупили мороженого и жареных пирожков. Как и мы, добрая половина пассажиров опять была с большими рюкзаками. Видимо Кузнечное – пристань романтиков…
Послесловие
Ладожское озеро огромно, вода в нём сливается с линией неба, всегда темная, но вкусная - её можно пить. Острова прекрасны и самодостаточны в своей суровой и уютной красоте. Здесь чувствуешь себя вольно и радостно. В электричке бы все разом задохнулись от нехватки настоящего воздуха.
Несмотря, а возможно и благодаря невзгодам и трудностям мы все были счастливы оказаться в этом путешествии. Наша группа сдружилась, сплотилась, отношения стали простыми и открытыми. Каждый был уверен, что при необходимости друзья придут ему на помощь.
Не это ли цель любого похода?
Обязательно пойду ещё!
Фото - из архива Московской городской нотариальной палаты и личного архива Евгении Танасиенко